Речь здесь пойдет не о культовом снимке Че. Судьба фотографии, авторство которой принадлежит Альберто Корде, сложилась, как известно, гораздо удачливее. Образ героического партизана пересек границы всех государств и оказался на футболках, пивных кружках, обложках ежедневников… Возможно для того, чтобы посредством атрибутов неистребимого консюмеризма напоминать о животворящей иконе столь же бессмертного идеализма.
Альберто Корда - Портрет Эрнесто Че Гевары, 1960
На фотографии Рене Бурри другой Че. Вальяжный, преисполненный чувства собственного достоинства, почивающий на лаврах славы, завоеванной в горах Сьерра-Маэстры… И тут невольно подкрадывается предположение: «А не отгремела ли герилья в ушах команданте?..» Однако история свидетельствует о том, что это только иллюзия, явленная объективу фотографа. Через три года, в 1966-ом, Эрнесто Че Гевара отправится к ополченцам в Конго, а годом позже – в Боливию, и ни пост президента Национального банка Кубы, ни министерский чин (с 1961 по 1965 год он занимал должность министра промышленности этой страны) не удержат его от стремления служить избранным идеалам.
Рене Бурри - Портрет Эрнесто Че Гевары, 1963
«Чего медлишь? Стреляй? Ты всего лишь убьешь человека», - эти слова стали последними в его жизни длиною в тридцать девять лет. Но случится это четыре года спустя в боливийской деревушке Ла-Игера, а пока - на дворе торжествующий победу Революции 1963-й, и аргентинец Че дымит кубинской сигарой на монохромном снимке Рене Бурри.
Биография этого фотографа не изобилует словами - имеющаяся о нем информация отражает ключевые события жизни и профессиональной карьеры, но эту немногословность с лихвой оправдывает красноречивость его творчества.
Попробуй отразить индивидуальность в сфере фотодокументалистики, когда к ней обращаются тысячи апологетов! Как быть оригинальным, если реальность на всех одна? Как выбраться из вороха безликих, дублирующих друг друга фотоклише? Отмечено ли творчество Рене Бурри печатью художественной оригинальности?
Лучшие его снимки демонстрируют многосложность композиции и кинематографичность. Последнее отнюдь не случайно. В 1953 году двадцатилетний уроженец Цюриха Рене увлекся кинематографом, но в период армейской службы камеру ему пришлось сменить фотоаппаратом Leica, и, начиная с 1955 года, Бурри - внештатный сотрудник Магнума (стремительный, согласитесь, скачок); будучи членом этого фотоагентства, он объезжает десятки стран, в том числе, пылающую свободой Кубу. Одним из свидетельств той поездки становится репортаж о «неистовом команданте» Эрнесто Че Геваре.
В работах фотографа нет страсти, но есть беспристрастность большого мастера. Он находит, нет, не гармонию – симметрию, которую поэт Гийом Аполинер приравнивал к грамматике*. Этой ненарочитой симметрией, сдержанной экспрессией и внутренней культурой пронизано поистине изысканное творчество Рене Бурри.
Рене Бурри 1933 - 2014
-
*«Геометрия в пластическом искусстве - что грамматика в творчестве писателя».
Гийом Аполинер