Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
Что, по-вашему, связывает Анри Картье-Брессона и Ричарда Аведона ? Отнюдь не только призвание фотографа… Их четверо - мальчишек бегущих навстречу клокочущим волнам. Силуэты их смуглых тел вырисовываются на фоне монохромного песка, взволнованной пены озера. Они рвутся вперед без опаски. Несутся в завораживающую стихию без оглядки на бремя прожитых лет… Так только в раннем детстве спят…* Так только в раннем детстве верят! Во что-то Большое и непременно Светлое, что прячет для них Будущее в своих закромах.
«Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», Мартин Мункачи, 1930 год. Важное сообщение, подтверждающее наличие физического лица, остановившего мгновение наивысшей радости… Зримой квинтэссенции счастья.
Именно эта фотография и стала для юного Брессона определяющей в выборе профессии; стала судьбоносной и в творческой биографии Ричарда Аведона, впоследствии не раз цитировавшего работы своего кумира.
Мартин Мункачи – Ричард Аведон
К фотографии Мартин (он же Мартон Мермельштайн) – молодой журналист, приехавший покорять Будапешт из провинциального города Колошвар - обратился довольно неожиданно. Для его сюжета о похоронах понадобился снимок. Дело было срочное, и вот тогда он и взялся за фотоаппарат… Позднее Мункачи расширил спектр своей фоторепортерской деятельности, вовлекшись в индустрию фэшн, и стал одним из первых, кто избавил моделей от статичности студийных сетов и претенциозности шаблонных поз.
Невероятная Лени Рифеншталь, на лыжах рассекающая сугробы Альп… Вознесшиеся над игровым полем футболисты… Застывший на фоне собственного отражения неотразимый Фред Астер… Всем этим экспрессивным кадрам мы обязаны именно Мункачи - пионеру динамики в фотоискусстве.
В 1928 году амбициозный Мартин, не раз повторявший, что «фотография это не тысячи слов, а тысячи долларов» переезжает в Германию для сотрудничества с престижными изданиями столицы.
Съемки для глянца, спортивные репортажи, уличные наблюдения… Мункачи пробовал себя в разных жанрах, везде демонстрируя вкус и мастерство.
В 20-е годы прошлого столетия снимки летающих людей (которыми в наши дни уже никого не удивить), стали настоящей сенсацией. И эта способность «…увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают…»* была раскрыта Мартином Мункачи крайне самобытно.
Тем временем, нараставшие в Германии антисемитские настроения стали причиной смены географической локации фотографа. По приезде в Соединенные Штаты, Мункачи получает приглашение в знаменитый Harper’s Bazaar.
В эту пору портреты таких звезд Голливуда, как Кетрин Хепберн, Лесли Ховард, Джоан Кроуфорд изрядно пополнили портфолио фотографа.
Но стоит признать, что лучшим его произведением является снимок, созданный им в Танганьике… Быть может, Мункачи и остался в истории автором одной выдающейся фотографии, но этот кадр стал визуальным воплощением неизбывного стремления человека к счастью и визитной карточкой его автора в Вечность.
(1896 – 1963)
-
*Строчка из стихотворения «Вторая баллада» Бориса Пастернака
*«Суметь увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают, - это теория фоторепортажа. А суметь в тысячную секунды сфотографировать увиденное – это уже практика». М. Мункачи