NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Культура

MONOCHROME: «Кайрат» Дарежана Омирбаева

circle (4) copy

Черно-белое как веха в истории искусства…

Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…

Черно-белое как убеждение и опровержение…

Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome. 

«Информация – это система паролей. Когда вас информируют, вам сообщают то, чему вы должны поверить», - резюмировал некогда Жиль Делёз – выдающийся философ и большой синефил. В фильме «Кайрат» Дарежана Омирбаева этот постулат обретает визуальное воплощение, к тому же весьма убедительное.

Каждая реплика и зачитанная вслух цитата, каждый эпизод и сновидение героя - как отдельный фрагмент пазла. Зрителю, сумевшему собрать все многозначные детали - предложенные режиссёром пароли с их символикой и полунамёками, предстоит увидеть трогательную картину взросления, «рассказанную» интровертом.

1

Главный герой фильма Кайрат переезжает в столицу из периферии Казахстана. Юноша не пытается оправдаться, когда по чужой вине проваливает вступительные экзамены в институт. Не особенно он предприимчив и в общении с девушками. Кайрат немногословен, застенчив и… молод. Зритель наблюдает историю его возмужания: первого серьёзного увлечения и измены, смелости и поражения – как если бы прошло немало лет. Обиды подзабыты, раны зажили, и  пережитое отныне вызывает улыбку. Именно подобное ощущение лёгкой отстранённости вызывает разворачивающееся на экране действо.

2

«Сочетание ярких фантастических образов, грёзоподобных переживаний с фрагментами восприятия реального мира…»  - таково краткое определение «онейризма». В картинах Д. Омирбаева эти признаки психопатологического синдрома невольно или осознанно применяются в качестве художественного приёма. «Кайрат» - пример произведения, где сны не только органично соседствуют с действительностью, но обнаруживают страхи и комплексы героя, предвосхищают коллизии сюжета… Одним словом, являют несказанное и непоказанное.

3

«…Наступят времена, когда народы сольются в одно целое, будут говорить на одном языке. И это будет прекрасно и ужасно одновременно», - делится собственными предположениями автор и режиссёр фильма. Дарежан Омирбаев - один из тех редких художников, которые владеют собственным языком. Этот язык, пусть и позаимствованный у великого Робера Брессона – мастера экспрессивной аскезы, в интерпретации Омирбаева обогатился своими неологизмами. Простота выразительных средств и поэтичность, самоирония и мудрость, лишённая морализаторства… В субстанции омирбаевского киноязыка отсутствуют крутые виражи и привычные клише. Здесь часто господствует безмолвие, подобное снежным хлопьям за ночным окном, что осыпаются в финале картины.

Ещё одной особенностью режиссёрского почерка является то, что Д. Омирбаев не  тяготит себя желанием понравиться, а словно завзятый интроверт следует своим путём в одиночку, и не находит поклонников, а притягивает их к себе.

unnamed (4)

Дарежан Омирбаев

Первый полнометражный фильм Дарежана Омирбаева «Кайрат» стал зачином трилогии. Автобиографическая канва, начатая в «Кайрате», продолжает своё развитие в следующем фильме «Кардиограмма», разве что в обратной последовательности. Главным героем здесь становится мальчик-подросток, приехавший с матерью в столичный санаторий-лечебницу из далёкого села. Для незнающего русского языка Жасулана пребывание в среде городских сверстников оборачивается настоящей школой жизни. Фильмом «Дорога» - историей возвращения к больной матери – замыкается эта своеобразная летопись.

5

Вслед за автобиографическим циклом последовал «Киллер», награждённый главным призом программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля. «Анна Каренина» Толстого и «Преступление и наказание» Достоевского стали отправным материалом фильмов «Шуга» и «Студент».

Локарно, Карловы Вары, Венеция, Канны… В разные годы фильмы режиссёра были отмечены призами этих и других престижных кинофестивалей.