NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Культура

MONOCHROME: МАРТИН МУНКАЧИ - ПОСЛЕДНИЙ ПИОНЕР

1

Черно-белое как веха в истории искусства…

Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…

Черно-белое как убеждение и опровержение…

Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.

Что, по-вашему, связывает Анри Картье-Брессона  и Ричарда Аведона ? Отнюдь не только призвание фотографа… Их четверо - мальчишек бегущих навстречу клокочущим волнам. Силуэты их смуглых тел вырисовываются на фоне монохромного песка, взволнованной пены озера. Они рвутся вперед без опаски. Несутся в завораживающую стихию без оглядки на бремя прожитых лет… Так только в раннем детстве спят…* Так только в раннем детстве верят! Во что-то Большое и непременно Светлое, что прячет для них Будущее в своих закромах.

«Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», Мартин Мункачи, 1930 год. Важное сообщение, подтверждающее наличие физического лица, остановившего мгновение наивысшей радости… Зримой квинтэссенции счастья.

1

Именно эта фотография и стала для юного Брессона определяющей в выборе профессии; стала судьбоносной и в творческой биографии Ричарда Аведона, впоследствии не раз цитировавшего работы своего кумира.

Мартин Мункачи – Ричард Аведон Мартин Мункачи – Ричард Аведон

К фотографии Мартин (он же Мартон Мермельштайн) – молодой журналист, приехавший покорять Будапешт из провинциального города Колошвар - обратился довольно неожиданно. Для его сюжета о похоронах понадобился снимок. Дело было срочное, и вот тогда он и взялся за фотоаппарат… Позднее Мункачи расширил спектр своей фоторепортерской деятельности, вовлекшись в индустрию фэшн, и стал одним из первых, кто избавил моделей от статичности студийных сетов и претенциозности шаблонных поз.

3

Невероятная Лени Рифеншталь, на лыжах рассекающая сугробы Альп… Вознесшиеся над игровым полем футболисты… Застывший на фоне собственного отражения неотразимый Фред Астер… Всем этим экспрессивным кадрам мы обязаны именно Мункачи - пионеру динамики в фотоискусстве.

4

В 1928 году амбициозный Мартин, не раз повторявший, что «фотография это не тысячи слов, а тысячи долларов» переезжает в Германию для сотрудничества с престижными изданиями столицы.

5

Съемки для глянца, спортивные репортажи, уличные наблюдения… Мункачи пробовал себя в разных жанрах, везде демонстрируя вкус и мастерство.

В 20-е годы прошлого столетия снимки летающих людей (которыми в наши дни уже никого не удивить), стали настоящей сенсацией. И эта способность «…увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают…»* была раскрыта Мартином Мункачи крайне самобытно.

6

Тем временем, нараставшие в Германии антисемитские настроения стали причиной смены географической локации фотографа. По приезде в Соединенные Штаты, Мункачи получает приглашение в знаменитый Harper’s Bazaar.

7

В эту пору портреты таких звезд Голливуда, как Кетрин Хепберн, Лесли Ховард, Джоан Кроуфорд изрядно пополнили портфолио фотографа.

8

Но стоит признать, что лучшим его произведением является снимок, созданный им в Танганьике… Быть может, Мункачи и остался в истории автором одной выдающейся фотографии, но этот кадр стал визуальным воплощением неизбывного стремления человека к счастью и визитной карточкой его автора в Вечность.

Der Fotograf Martin Munkacsi mit Kamera auf dem Dach eines Autos vor 1934

(1896 – 1963)

-

*Строчка из стихотворения «Вторая баллада» Бориса Пастернака

*«Суметь увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают, - это теория фоторепортажа. А суметь в тысячную секунды сфотографировать увиденное – это уже практика». М. Мункачи