NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

Азербайджанский прометей

Говорят, что удача, успех в карьере и любви зависят от нас самих ‒ от нашей способности привлекать и убеждать, влиять на людей и руководить ими. Фарман Салманов, по словам его современников, обладал всем этим набором качеств харизматичной личности, унаследованным от предков. Необычайный магнетизм этого человека повлиял не только на ход удивительных событий в его жизни, но и, без преувеличения, ‒ на судьбу всего мира. Простой парнишка из провинциального азербайджанского городка Шамхора, выучившись на горного инженера-геолога, волею судеб оказался в Сибири, о которой грезил и знал со слов деда, и вопреки всем прогнозам сделал там сенсационное открытие ‒ обнаружил богатые залежи нефти и газа.

История рода

Благословенная земля Азербайджана испокон веков славилась поэтами, учеными-исследователями, народными умельцами... Так случилось, что именно Азербайджан стал местом, где впервые забил фонтан нефти, что, если подумать, придало новый вектор развития не только этому региону, но и всему человечеству. Со времен Муртузы Мухтарова азербайджанцы не просто участвовали в добыче и переработке «черного золота», но и делали ценные открытия, вводили много технических усовершенствований и новшеств в этом важном для всего промышленного мира деле. Среди них достойное место занимает наш земляк Фарман Салманов, имеющий заслуженный титул самого результативного геолога в мировой истории, участвовавший в открытии и разработке ныне известных гигантских месторождений нефти и газа в России.

История рода Салмановых довольно примечательна. Отец Фармана, Гурбан Салманов был уроженцем азербайджанского села Морул. В семье было четверо детей: мальчики Фарман, Маис, Ильгар и девочка Амура. Азербайджанская девушка получила столь необычное имя благодаря своему двоюродному дедушке Сулейману Салманову, чья жизнь могла бы служить сюжетом приключенческого романа. В юности Сулейман отказался отдать местной мечети часть скота, принадлежавшего его бедной семье, нарушив тем самым религиозный обычай, мало того, еще и натравил на моллу собак! Непослушание стало причиной высылки бунтаря в 1888 году в Сибирь. Там он участвовал в русско-японской войне, был представлен к нескольким боевым наградам и получил долгожданное досрочное освобождение. Домой он вернулся с женой, сибирской девушкой по имени Ольга, принявшей ислам и сменившей имя на Фируза. Образы величественных русских просторов запали глубоко в душу Сулеймана: он часто рассказывал о своей северной одиссее внукам, даже внучку пожелал назвать Амурой ‒ в честь великой сибирской реки. Затаив дыхание, маленький Фарман слушал захватывающие рассказы дедушки об удивительном суровом крае...

«Дед много рассказывал о Сибири, о том, какая там красивая природа и какой крепкий народ. Я слушал и удивлялся: неужели человек и в самом деле может пешком ходить по реке? Может, улыбался дед, ведь зимой там очень холодно и все реки покрываются толстым льдом. Это было мое первое, заочное знакомство с Сибирью».

Легенда георазведки

Через много лет Амура станет лингвистом, как и ее брат Ильгар. Средний брат Маис выберет артистическую стезю ‒ прекрасный голос принесет ему большие успехи в оперном пении. Фарман же станет легендой советской геологической разведки. С самого детства он любил бродить по горам и собирать редкие, красивые камни. Но в те лихие годы дела рода Салмановых шли совсем плохо. После ареста отца в 1937 году роль главы осиротевшего семейства был вынужден взять на себя старший сын, еще подросток... Все же верно подметили древние: удача покровительствует смелым! В 1946 году она взяла под крыло юного Салмана. А дело было так. Министр нефтяной промышленности южных и западных районов СССР, легендарный Николай Байбаков, уроженец Сабунчинского района Баку, объезжал районы Азербайджана и посетил Шамхор, в частности, побывал в местной школе. Восьмикласснику Фарману было поручено передать просьбу жителей Шамхора: асфальтировать дорогу, ведущую к школе, и электрифицировать деревню. Он был одним из немногих хоть чуточку говоривших по-русски: сказалось тесное общение с детьми из расположенной неподалеку немецкой колонии. Шустрый юнец понравился Николаю Константиновичу – он, видимо, разглядел в большеглазом мальчике родственную душу. В конце встречи Байбаков подозвал его и спросил, кем тот хочет стать. «Нефтяником», ‒ без колебаний ответил Фарман. Николай Константинович похвалил его выбор, сказав: «Нефть –будущее нашей страны». Много лет спустя, уже маститым специалистом, Фарман Салманов написал:

«Эта встреча была судьбоносной. Когда после института меня отправили работать в Баку, я написал письмо Байбакову с просьбой о переводе в Сибирь. В результате меня вызвали в Москву, а оттуда направили в Кузбасс и даже деньги на билет выдали».

Это победа!

Но пока ничего не предвещало юноше из Шамхора такой блестящей будущности. В 1947 году Салман Фарманов начинает работать коллектором Ширванской геологической экспедиции. В 1954 году сбылась его мечта: он окончил Азербайджанский индустриальный институт и получил специальность горного инженера-геолога. Во время практики ему наконец довелось побывать в Сибири, что было его мечтой с детских лет. В Тюмени он увидел первые опорные скважины, участвовал в конференциях, где выступал с большим успехом. Дипломная работа Фармана была написана блестяще ‒ по материалам, собранным в Сибири, кладезе полезных ископаемых. После защиты его научный руководитель посоветовал:

– Езжай в Сибирь. Судя по твоей работе, можно говорить о возможности больших открытий.

Тогда Фарман и обратился за помощью к Байбакову... К тому времени мнения о будущем Западной Сибири разделились. Многие ученые были настроены скептически по поводу перспектив сибирского края. На стороне скептиков было и правительство: в министерстве нефтяной промышленности тоже сомневались в целесообразности разработки нефти в краю непроходимых болот и тайги. Но Фарман Салманов считал, что как раз в Кузбассе, где имелись большие залежи угля и где он к тому времени жил и работал, большой нефти быть не могло. Непокорный салмановский нрав дал о себе знать. Несмотря на уговоры и угрозы, он пошел ва-банк: в августе 1957 года самовольно арендовал семь барж, погрузил на них все имущество кузбасской партии и взял курс на Сургут. В полной уверенности, твердо полагаясь на интуицию и собственные расчеты, но еще не зная, что именно там будет решаться его судьба и он обретет немеркнущую славу...

Вспыхнул грандиозный скандал. Дошло до попыток засудить дерзкого молодого геолога. Но вовремя вступились влиятельные люди, сибиряки, хорошо знавшие молодого ученого и поверившие ему, ‒ и высокое московское начальство согласилось повременить. Задним числом был оформлен приказ о переброске партии Салманова на новое место. Партии пришлось вместе с женами и детьми ютиться на городском вокзале. Все висело буквально на волоске: неудача могла повлечь самые нежелательные последствия...

Знаменательный факт: 21 марта 1961 года, в день празднования Новруза, дала фонтан нефти первая скважина у села Мегион. Это была победа! Всем своим злопыхателям «дерзкий» Фарман Салманов разослал письма одного и того же, весьма задиристого содержания:

«Уважаемый товарищ..., в Мегионе на скважине №1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов».

Стратегический фонд

С тех пор доля сибирской нефти составляет около 70% общего объема добываемой в России, а газа – 90%! Эти запасы важнейших природных ископаемых – стратегический фонд энергоснабжения России на многие десятилетия. И роль нашего земляка в открытии этих сокровищ просто неоценима. Одно перечисление заслуг Фармана Салманова может занять несколько абзацев. Яркая, разносторонняя личность, он был не только ученым, геологом, но и прекрасным семьянином. Супруга Салманова, Тамара Васильевна, всегда говорила, что с ним чувствовала себя настоящей азербайджанской женщиной... Их дети: сын Илья ‒ заслуженный врач России, активно занимающийся общественной деятельностью, и дочь

Татьяна ‒ судья районного суда города Томска – достойные продолжатели фамилии Салмановых. Правнучка, проживающая с родителями в Санкт-Петербурге, свое первое сочинение посвятила легендарному прадедушке Фарману. Трепетное отношение к аксакалу рода, гордости семейства – особенность этой семьи. Заслуги выдающегося геолога и ученого по достоинству оценены в Российской Федерации: 29 августа 2013 года в Тюмени был открыт бронзовый памятник Фарману Салманову работы Заура Рзаева. И это лишь один из множества знаков на русской и азербайджанской земле, увековечивших его память. Фарман Салманов стал героем многочисленных документальных и художественных произведений, а 31 мая 2019 года указом Президента РФ имя Фармана Салманова было официально присвоено аэропорту Сургута. Не забыт Фарман Салманов и на своей исторической родине – 26 сентября 2006 года президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев тепло принял его в своей резиденции. Старый ученый растроганно заметил, что испытывает чувство большой гордости, наблюдая за всесторонним развитием независимого Азербайджана.

Сердце выдающегося ученого и геолога Фармана Гурбан оглу Салманова перестало биться 31 марта 2007 года. В памяти народной он останется Прометеем, подарившим людям огонь, высвободив его из недр земных, и указавшим путь к звездам.

Текст: Мехти Али

Фото: пресс-материалы