NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

Нести свое знамя

Народный артист Азербайджана, лауреат международных конкурсов Юсиф Эйвазов известен и приветствуется в лучших театрах мира от Метрополитен в Нью-Йорке до Ковент-Гардена в Лондоне, от Ла Скала в Милане и Венской оперы до Большого театра в Москве. Находясь на пике своей карьеры, Юсиф Эйвазов уверен, что быть лучшим певцом – значит, все время учиться и развиваться. Он поделился своим видением искусства и жизни, а также войны и мира.

Говорят, либо мы выбираем себе профессию, либо профессия выбирает нас. Что определило Ваш выбор искусства как профессии?
Тут, скорее, присутствует нечто трансцендентное, Рука Судьбы. Профессия артиста очень хрупка. Ты начинаешь учиться пению в 20 лет и никто, ни один педагог, дирижер или промоутер никогда не скажет: «Через 5 лет ты будешь звездой, хорошим певцом». Как показывает мой опыт, певцы, которые начинали со мной учиться и обладали потрясающими голосами, в итоге так и не смогли сделать карьеру. А те музыканты, которые были вроде бы менее талантливы – кстати, себя я отношу к ним – добились успеха и вышли на мировую сцену. Я уже больше десяти лет пою достаточно сложный драматический репертуар в ведущих театрах мира, у меня подписаны контракты и на следующие сезоны. Поэтому, я думаю, все-таки наша судьба определяется небесами, неведомым нам образом.


Считается, что в культурном наследии какого-либо народа отражается его душа и характер. Изначально опера – вид итальянского музыкального искусства. Как Вы думаете, что можно сказать об итальянцах по их оперной музыке?
Безусловно, в национальном искусстве отражаются черты народа и, конечно же, они прекрасны. Например, мугам показывает бесконечную щедрость азербайджанского характера. А итальянская опера – это искусство бельканто, что означает «красивое пение», которое воплощает в себе много потрясающих черт итальянского характера: темперамент, любовь, страсть. Это многогранное искусство. Проходят столетия, а эта музыка до сих пор молода и востребована. В этом ее самая большая сила и ценность.


Испокон веков считается, что искусство всегда вне политики – это международный культурный феномен, и в этом смысле оно призвано лишь объединять представителей различных стран и народов. Однако, к сожалению, музыкальная сцена порой становится ареной для провокаций и интриг. В этой связи как Вы могли бы прокомментировать попытку армян сорвать Ваш дуэт с одним из величайших оперных певцов современности Пласидо Доминго на сцене Большого Театра в Москве?
Я бы сказал, не музыкальная сцена порой становится ареной для провокаций и интриг, а нападкам подвергаются люди, которые выступают на этой сцене. Потому что чем громче имя человека в любой сфере, тем активнее и яростнее провокаторы пытаются очернить его репутацию, то бишь искусственно создать скандал, как произошло в данном случае. Гала-концерт с Пласидо Доминго на сцене Большого театра в Москве готовился достаточно давно. В нем участвовали лучшие певцы мира, которых Пласидо Доминго приглашал лично. Он же составил программу концерта. К тому времени война в Нагорном Карабахе была в самом разгаре, и я не мог молчать, потому что я азербайджанец и я горжусь своей страной. Когда произошли террористические акты в Гяндже и Барде, когда армянские вооруженные силы по приказу преступного правительства Армении атаковали мирных жителей Азербайджана, я не мог молчать так же, как и все азербайджанцы, которые в соцсетях доносили до мировой общественности свое мнение, делились фактами, сообщали правду; вы ведь знаете выражение «сила в правде». Тут, естественно, нашлись те, кто решил воспользоваться ситуацией. Я даже знаю имена этих провокаторов, которые рассылали письма в Метрополитен-Опера и Ковент-Гарден, повсюду, даже самому Пласидо отправили. Поверьте, Пласидо не обратил на это внимание, ни разу даже не завел со мной разговора на эту тему. А ведь они пытались создать целую петицию. Но вы же понимаете, эти провокации не имели под собой совершенно никакой основы, потому что правда была на моей стороне. Правда, которую я доносил до своих подписчиков – а их у меня около 70000 человек разных национальностей.


Да, эти посты пронизаны патриотизмом, любовью к своей Родине, и это абсолютно естественно. Но заметьте, что в них не было ничего агрессивного по отношению даже к виновникам Гянджинской и Бардинской трагедии. Было осуждение, жесткий упрек и абсолютно четкое выражение своей позиции, что это недопустимо, потому что мирные люди, которые живут вне Нагорного Карабаха, то есть вне зоны конфликта, абсолютно не заслужили такого. Мои слова были направлены не против армянского народа, а непосредственно против преступного правительства Армении, я не могу об этом молчать. Попытка провокации провалилась, провалятся и любые возможные провокации в будущем, потому что я состоявшийся артист с четкой гражданской позицией, которую открыто выражаю. Я не призываю людей к войне и всегда говорил, что мы за мирное решение карабахского конфликта. Так же говорил наш президент Ильхам Гейдарович Алиев и другие наши официальные лица. Мы за мирное решение вопроса, и тот факт, что мы 30 лет терпеливо ждали «мирного урегулирования», в то время как нас просто водили за нос, еще раз доказал, что наш народ абсолютно миролюбивый и не агрессивный. Но просто уму непостижимо, что творил враг во время войны и что вытворяет сейчас, уходя из Карабаха после нашей победы – варварство, вандализм. Ничего, мы все отстроим заново: новые школы, дома, туда вернутся люди. Но мы никогда не забудем это время, я абсолютно уверен.


Вы исполняете как классические произведения, так и песни современных авторов. А какую музыку, какие песни Вы любите слушать на досуге? Слушаете ли азербайджанских исполнителей?
Классические произведения я слушаю лишь, когда должен изучить какой-то новый материал. Классической музыки в моей жизни и так слишком много, чтобы слушать ее еще и на досуге. В машине у меня всегда звучат очень легкие мелодичные песни: азербайджанская, русская, зарубежная эстрада. Оперу в машине я точно не слушаю.


Как Вы в дальнейшем собираетесь пропагандировать Азербайджан?
Скажу так: очень многие мои соотечественники поют на разных сценах мира – Эльчин Азизов народный артист Азербайджана, мой друг – Динара Алиева, народная артистка Азербайджана, Азер Рзазаде, Магеррам Гусейнов. А еще Фуад Ибрагимов – потрясающий дирижер, с которым у нас были и будут очень много совместных проектов. Я считаю, что наше присутствие на международной сцене в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Японии и Австралии – это уже присутствие и пропаганда азербайджанского флага, а это само по себе уже много значит. Мы, артисты не можем ходить по улицам с флагами, но мы выходим на сцену, и в программке написано «Юсиф Эйвазов, Эльчин Азизов – народные артисты Азербайджана», и это тоже называется «нести свое знамя»!


Вы достигли больших высот на оперной сцене. Каковы Ваши дальнейшие планы?
«Достиг больших высот» – возможно, это громко сказано. Я чего-то, конечно, добился и безумно счастлив и благодарен судьбе. Мои дальнейшие планы – продолжать совершенствоваться. Люди постоянно ждут от меня еще чего-то большего. Когда выходишь на сцену, ты не можешь выступить слабее, чем в прошлый раз. Мне это важно учитывать и работать над собой, готовить новые партии, расти, развиваться и жить.


В чем для Вас заключается понятие счастья? Вы считаете себя счастливым человеком?
Я думаю, счастье – это понятие относительное и обширное, его нельзя описать в двух словах. Человек так устроен, что он не может быть абсолютно счастливым, ему всегда будет чего-то не хватать. Но на сегодняшний день я себя ощущаю счастливым человеком, потому что у меня прекрасная семья и прекрасная работа. Сегодня в 43 года я уже понимаю, что упустил какие-то вещи и уже не верну их в силу возраста, в силу времени, которое истекает, но это не мешает мне быть счастливым. Потому что прекрасно осознаю, что невозможно быть полностью счастливым и иметь абсолютно все!


Скажите пару слов о Карабахе для наших международных читателей.
Я безумно счастлив, что наша страна, наш Президент – мы вышли из этого конфликта с высоко поднятой головой, с высоко поднятым флагом. Мы базировались на общепризнанных международных принципах, поэтому наше дело было правое. Конечно, никто не хотел войны. Я повторюсь, что война – это в любом случаи жертвы, и это ужасно. Вы знаете, я скажу так: сейчас сердце каждого азербайджанца переполнено счастьем от того, что, в конце концов, спустя долгие годы справедливость восторжествовала, и все встало на свои места. Карабах вернулся Азербайджану, сейчас предстоит очень большая работа и на дипломатическом уровне, и на инфраструктурном – надо восстанавливать территории, то есть все приводить в порядок, поэтому естественно, работы очень много… Можно с огромной уверенностью сказать, что 2020 год вписан в историю нашего народа золотыми буквами и да, Карабах – это Азербайджан!