NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

Марсель Вандерс: Минимализму вопреки

Больше двадцати лет прошло с той поры, когда бельгиец Марсель Вандерс первым своим творением – Knottedchair, созданным для компании Cappellini, – возвестил новую эру в дизайне. Эру, в которой больше нет места сдержанности, рационализму, логике. Эру господства избыточности, игривости и откровенной провокации. Эру, подарившую нам компанию Moooi, бюро Marcel Wanders Studio, реализованные проекты для Bisazza, B&B Italia, Moroso, Poliform, Flos, Alessi, Aaccarat, Louis Vuitton, Magis, Hyatt Hotel, выставки в Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Копенгагене, инсталляции в рамках миланского Salone del Mobile, которых ждут весь год и которые еще ни разу не разочаровали посетителей... Эру, в течение которой появились мебель, освещение, косметика, ювелирные украшения, столовые приборы и хрусталь, несущие беглый,
но отчетливый почер легкой руки своего создателя – Марселя Вандерса.

В этом году исполняется десять лет люстре Skygarden, созданной Вами для компании Flos. Именно с нее началась моя любовь к дизайну и мечта о своем доме, где она будет висеть над обеденным столом... А скажите, что Вы почувствовали, когда я призналась, что именно Вы заставили меня мечтать?

Это очень трогательно. Skygarden– очень романтичный объект, а дизайнер на самом деле – довольно простая профессия. Вы всего лишь должны уметь коснуться души человека, затронуть его чувства и создать для него другой мир.

В чем для Вас заключается смысл Вашей работы?

Я веду свою маленькую войну – с минимализмом, модернизмом, из-за которых мы день за днем теряем наши ценности. Основная догма модернизма в том, что прошлое несущественно для будущего. А я создаю предметы, тесно связанные с прошлым, пытаюсь найти прекрасные визуальные связи, соединяющие прошлое и будущее. Эта война ведется с моих первых проектов и будет продолжаться. За эти годы мир очень изменился...

Я знаю, что Вам нравится музыка, которую создает Якоб тер Вельдхаус. А чем?

Да, Вельдхаус – автор множества великих произведений. Он свободен. Его произведения образны. Они спорны, они действительно новаторские. Он не боится оказаться вне сегодняшнего дня или быть неудобным.

Его музыка полярна: она может быть и суперсложной, и суперизящной, и суперуродливой, и супермилой...

Словом, для меня Вельдхаус воплощает все, что должен воплощать творец. Я не люблю стилистов в искусстве, мне нравятся «необработанные» люди. Меня привлекают люди, которые осмеливаются изменить себя. Люди, способные удивить самих себя.

Что такое вообще дизайн, по-Вашему?

Дизайн – это стратегия производства вещей, но это и определенный тип мышления. Дизайнер может быть дантистом, ученым или заниматься ландшафтным дизайном, обладая при этом креативным типом мышления – designthinкing.

Дизайнеры не воспринимают мир таким, какой он есть: они наводят в нем лоск. Конечно, на первом месте функциональность.И красота, которую мы стремимся создать в каждой детали,должна оставаться в рамках продуманной функциональности.

В чем смысл Вашей жизни?

В переменах. Меняется мир, меняется культура. Я часто думаю о том, что мой отец в моем нынешнем возрасте имел совсем другие представления обо всем: о любви, работе, карьере, семье, детях, каникулах, страховке, мебели... Это удивительно! Как будто каждый день мы запускаем программу саморазвития. Мы уже не хотим принимать как должное то, что у нас есть. Мы меняемся, потому что больше, чем раньше, думаем о себе, о своих истинных желаниях и целях. Мы рискуем. Мы проявляем заботу друг о друге.

Мы осмеливаемся делать то, что считаем действительно важным...

Так ответственность за то, что мир изменился, лежит на дизайне? И на дизайнерах?

Это взаимосвязанные процессы. Мир меняется, и дизайн должен меняться вместе с ним. Меняется дизайн – и это приводит к переменам в мире. Это постоянное взаимодействие.

Ваши проекты показывают, что для Вас очень важны мелочи, которых может и не заметить зритель. Почему Вы так придирчиво относитесь к каждой детали Ваших проектов?

К мелочам я внимателен потому, что меня заботит картина в целом. Это не значит, что я зациклен на деталях, – мне важно создать целостный образ. И это главная проблема дизайнера: суперчувствительность к миру. Это, кстати, может сделать и одиноким, и несчастным. То, что я вижу, причиняет мне боль.

Иногда и доставляет удовольствие, но чаще – боль. Потому что мир вокруг меня несовершенен... Вот пример: каждый год мы готовим наш шоурум к SalonedelMobile, стараемся создать красивую картинку. Но это никогда не срабатывает.

Представьте – я ставлю красный диван, подбираю зеленый ковер на пол, выставляю свет, все осматриваю со всех сторон, продумываю шторы, чтобы они колыхались от малейшего движения воздуха... Наступает первый день выставки – «черный понедельник», я прихожу в шоурум и вижу: стоит красный диван, под ним зеленый ковер, горит грамотный свет, колышутся шторы... а на диване сидит человек, который полностью разрушает созданную мной картину!.. Мое внимание к деталям – это вечная попытка осуществить мечту, воплотить в жизнь мой воображаемый мир. Я уже договорился с самим собой, что это не моя вина и не вина окружающих в том, что они не понимают, насколько мне больно, когда реальность не совпадает с моим видением.

Иногда у меня бывает странное ощущение, что я лжец.

Я говорил с другими творческими людьми – их посещает такое же чувство... Вот сейчас я даю вам интервью, отвечаю честно на ваши вопросы. Но, как только я дал ответ, он уже уходит в мое прошлое. И я не знаю, буду ли я и в будущем думать так же. Я откровенно делюсь с вами своими мыслями и мнениями, но позже, через день или через год, мое мнение может стать совсем другим.

Я полон сомнений, я сомневаюсь каждую минуту своей жизни, чем бы ни занимался. Думаю, что причины этого – в сверхчувствительности и еще в том, что я максимально честен сам с собой.

Какой совет Вы дали бы семнадцатилетнему Марселю Вандерсу с высоты своего нынешнего опыта?

Двигайся дальше. Не позволяй сбить себя с толку. Доверься себе.

Следуй только тому, во что действительно веришь. Это очень сложно. И продолжай двигаться вперед!