NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

Азиза: Шахерезада у рояля

Она ворвалась на мировую сцену в середине 90-х и сразу завоевала звание «принцесса джаза». В 1995 году несколько ведущих музыкантов присоединились к Азизе для записи студийного альбома Dance Of Fire, и никто не пожалел об этом: диск разлетелся по миру двухмиллионным тиражом. Ее уверенности и напору позавидовали многие известные музыканты, испытывающие благоговейный трепет перед составом, на который замахнулась юная джазистка. Тяжеловесы джаза: гитарист Эла Ди Меолы, басист Стенли Кларка, бывший барабанщик Weather Report Омар Хаким и саксофонист Билл Эванс прилюдно выразили восхищение новым дарованием, открывшим для них прелесть мугама.

xxx009_copy

Откуда черпаете столько энергии для выступления на сцене? Как себя ощущаете после концерта?

Скажу честно, я забываю об усталости, выходя на сцену. Стоит только ступить на нее, как внутри словно заводится мотор, происходит нереальный прилив душевных сил, и я ощущаю себя на вершине счастья…

Что, по-Вашему, означает такое понятие, как любовь?

Любовь – это когда тебе хочется доставить как можно больше приятного ближнему, будь то мать, отец, супруг (или супруга), ребенок… Жгучее, глубоко засевшее в тебе желание сделать человека счастливым – наверное, это и есть проявление любви.

dsc02620_copy

Это чувство связано с творчеством?

Однозначно. В творчестве, как и в жизни вообще, невозможно стать самодостаточным, счастливым и удачливым без ощущения любви. Любовь – это крылья творческого процесса.

Что для Вас добро?

Это сам Аллах, Он и есть добро. Он – олицетворение вселенской, большой и безграничной любви, а значит, добра. Все люди созданы Аллахом для созидания, добра и любви, в человеке все это заложено Всевышним изначально. Но, к сожалению, эти золотые качества часто бывают настолько глубоко спрятаны в людях, что они становятся несчастными, одинокими, а нередко и жестокими.

Вы дочь легендарного человека, но лично меня радует, что когда речь идет о Вас, не говорят «дочь Вагифа Мустафа-заде», а говорят «Азиза Мустафа-заде».

Ну, спасибо за это. Потому что быть только дочерью Вагифа Мустафа-заде – очень ответственно.

53_copy

Вам было 15 лет, когда умер Ваш отец. Каким Вы его запомнили?

Солнечным, добрейшим человеком, в чем-то очень наивным, чем, к сожалению, некоторые пользовались. Честность, наверное, была его отличительной чертой. Я часто представляю, как бы он творил за роялем! Но, к сожалению, произошло то, что произошло... Много раз мне говорили: «Ваш отец уступил место Вам». Отвечаю, что я бы сама хотела уступить ему место, если бы это было возможно, но недаром отец написал пьесу «От судьбы не уйдешь»…

Имя Вагифа Мустафа-заде вошло во Всемирную энциклопедию джаза. Но ни для кого не секрет, что на родине его не ценили при жизни…

Как сказала Фаина Раневская: «Чтобы оценили творчество, личность, надо обязательно умереть». Но еще когда в далеком 1978 году мой отец представлял джазовое искусство СССР на Фестивале джаза в Монако и занял там I место, – еще тогда знаменитый темнокожий трубач Диззи Гиллеспи сказал: «Музыка Вагифа – с другой планеты! Это музыка будущего!».

Сегодня в зале я встретил мало азербайджанцев, хотя в афишах, рекламах везде было указано: «В Баку приезжает азербайджанская джазовая дива». Вы тоже покинули Азербайджан, потому что Вас в свое время здесь не оценили?

Да нет, не из-за этого, у меня были свои причины. Во-первых, это судьба, а во-вторых, я никогда не прерывала связи со своей родиной, с Азербайджаном. Вы знаете, если бы я осталась в Азербайджане, ну, преподавала бы музыку, иногда выступала, и что? И все осталось бы в рамках одной страны. Я чувствовала в себе потенциал, и судьба предоставила мне возможность развернуться в полной мере. И потом, чтобы пропагандировать мугам, культуру Азербайджана, надо было часто выступать, разъезжать по странам, давать концерты. Из Европы, согласитесь, в то время это было делать легче.

aziza_mustafa-zadeh_in_turkey_bw_copy

Над чем Вы сейчас работаете? Готовите альбом, пишете новые произведения?

В первую очередь работаю над собой. Новых произведений много, но пока не тороплюсь выносить их на публику, я вообще не люблю торопиться ни по какому поводу. Еще в школе Бюль-Бюля на слова педагога «Тебе надо больше практиковаться на рояле» – я отвечала: «Я буду играть только тогда, когда захочу». Наверное, это идет из детства, от отца, от джаза, который в каком-то смысле тоже символ свободы, импровизации…

Вы почти 25 лет живете в Германии. Поддерживаете связь с семьей – мамой, сестрой?

С мамой мы держим связь, она часто прилетает, очень меня поддерживает, помогает. А вот с сестрой, к сожалению, у меня нет никакой связи, я не могу найти хоть какую-нибудь информацию о ней, даже в Интернете. Я просто хотела бы знать, что у нее все нормально, что все живы-здоровы…

Самая большая мечта Азизы?

У меня их так много… Одна просто нереальная. Я хотела бы проснуться однажды утром и увидеть, как в комнату входит папа, живой… Я чувствую, знаю, что он всегда рядом, помогает мне в разных ситуациях, особенно когда бывает особенно тяжело… Мой отец называл меня Джазизой – это имя оказалось для меня пророческим, этим именем я назвала один из своих альбомов.

dsc02612_copy

Если ассоциировать Вашу музыку с цветом, на Ваш взгляд, какого она цвета?

Цвета радуги… и каждый цвет имеет еще множество оттенков… Но, как известно, все цвета исходят из белого. Белый – это цвет озарения…

Вы работаете со знаменитыми западными музыкантами, у которых своя культура музыки. Как получается, что иногда наш мугам они исполняют лучше нас?

Это идет через любовь к музыке и зависит от уровня музыканта. Настоящие профессиональные музыканты живут, дышат музыкой, они ее просто хорошо чувствуют. Не прочувствовав тему, истинный музыкант не станет ее исполнять. Как не станет играть без вдохновения и эмоций. Это, пожалуй, самое главное условие. Все, что мы делали до этого момента, шло от души, от самого сердца, исполнялось с огромным вдохновением и любовью, поэтому, наверное, все получалось на высочайшем уровне.

У Вас есть время на хобби?

Представьте себе, да. И это тоже творчество, которое я люблю и вкладываю в него свою душу! На досуге я пишу картины. Эти холсты такие же авангардные, синтезированные из разных стилей, как и мое джазовое пение.

vagif__aziza_at_home76_copy

Когда собираетесь появиться в Баку?

При первой же возможности. Кстати, я часто там бываю, просто мы это делаем без рекламы и промоушена. Любить родину можно и тихо…

Хотелось бы услышать Ваши пожелания нашим читателям, поклонникам Вашего творчества…

Настоящая любовь всегда взаимна. Я люблю своих зрителей: кто, как не они, дают вдохновение для моего творчества, они питают меня энергетически, и надеюсь, что это взаимно. Если моя музыка наполняет вас радостью и счастьем – это именно то, чего я добиваюсь. А пожелания… Не ищите в жизни негатив, просто живите, наслаждайтесь тем, что есть: солнце, луна… а главное – мирное небо. Я часто говорю домашним, что это уже большая привилегия – проснуться утром в нормальном настроении и состоянии. Не забывайте чаще слушать пение птиц. Ради этого, поверьте, стоит жить!

Интервью Ульви Хадиев Фото пресс-материалы

Материал опубликован в одиннадцатом номере